Главная » Ремонт » О стандартизации в картах

О стандартизации в картах

Основной замысел стандартизации очевиден. Это стремление повысить эффективность картографической коммуникации через применение типовых знаков для передачи определенной информации (конкретных объектов, явлений и т.д.). Кстати, если вам необходимы инженерные изыскания переходите на сайт spb.magmageo.ru. Стандартизация знаков освобождает потребителей карт от изучения особенностей языка каждой вновь привлекаемой карты и, вместе с тем, способствует повышению производительности труда в картографическом производстве.

Разумеется, стандартизация должна учитывать назначение, тематику, масштабы и характер использования карт. Многообразие этих факторов рождает сомнение в реальности всеобъемлющего решения проблемы. Между тем удачные решения частных задач не единичны, например для национальных топографических карт и ряда международных карт.

Предпосылки состоят в разработке научно-обоснованных классификаций картографируемых явлений и в изыскании наиболее эффективных графических средств с учетом назначение карт и способов их изготовления. В литературе общее освещение проблемы с анализом задач, условий, преимуществ, недостатков и трудностей стандартизации дано Ф. Жопи, А. Робинсоном и Э. Арнбергером. Довольно многочисленны предложения по отдельным видам тематических карт.

В частности стандартизация экономических карт рассматривалась М. И. Никишовым и А.И. Преображенским в отношении классификации, Л. Ратайским в отношении принципов конструирования условных знаков, стандартизация карт транспорта в национальных и региональных атласах — Ш. Радо и Г. Дударом, идеи стандартизации морфографических и морфологических карт — Э. Леманом и т.д. Принципы стандартизации и способы их реализации образуют существенную часть проектов международных карт. Названные публикации обычно содержат библиографию предыдущих работ. Новые исследования отражаются реферативным журналом Теография в его картографическом разделе.

В исследованиях по конструированию знаковых систем для автоматического (машинного) построения и чтения карт выделяются два направления. Одно из них имеет целью такую переработку (приспособление) употребительных знаков и способов изображения, которая, сохраняя или даже повышая их читаемость и информационную ценность, ведет к графическому упрощению символов и относящихся к ним алгоритмов. Принципиальное логико-математическое решение задачи намечено А.В.

Васмутом, предложившим формализованную модель картографического знака. Учащаются публикации по разработке и сравнительной оценке алгоритмов для построения конкретных знаков и их систем.

Другое направление предусматривает изыскание новых приемов картографического изображения, специально предназначенных для автоматического изготовления и чтения карт с последующим анализом информации на ЭВМ. Интересный пример-идея растровых знаков для чтения сканирующими устройствами (способ растровой дискретизации), предложенная в 1967 г. Е.Е. Ширяевым для тематических карт, пока что реализованная в единичных экспериментах, не давших выхода в производство. Между тем разрабатываются светочертежные устройства для изготовления растровых оригиналов карт.

Как было отмечено ранее, повышение эффективности картографической коммуникации связано с двумя системами мер, одна из которых ставит целью совершенствование карт как средства коммуникации, другая направлена на разработку методов рационального использования карт и на подготовку к работе с картами.

Вторая из этих проблем, вообще говоря, лежащая вне кадра нашей статьи, включает задачи весьма различные по содержанию и сложности — от разработки теоретических вопросов картографии, в частности картографического метода исследования, до обучения чтению карт в школе. Достижение последней, массовой цели относится к заботам методики преподавания географии, у нас систематически пополняемой новыми изысканиями и рекомендациями.

За рубежом эту цель стали пропагандировать в более широком аспекте, как воспитание зрительно-пространственных способностей и обучение языку графики в качестве четвертого языка коммуникации, дополнительно к трем другим — устной речи, письменности и языку цифр, математики. Появились пособия для обучения графическому языку.

Для этого вида коммуникации, включающего в качестве основного средства географические карты, предложен даже особый термин «графикация» (graphicacy). Вопросы повышения картографической грамотности на разных ступенях обучения и исследования сущности процесса восприятия картографической информации теперь находят отражение на страницах профессиональных картографических журналов.
В заключение отметим наличие библиографии публикаций по картографической коммуникации, подготовленной упомянутой выше комиссией Международной картографической ассоциации и напечатанной в 1976 г..

Вам может понравиться