Многие программы федерального и регионального уровня, также как и локальные программы отдельных предприятий содержат некие собственные стандарты, а также дополнительные требования наличия описаний построек, ежемесячных счетов за коммунальные услуги. Эти меры направлены на контроль и защиту от завышения показателей стоимости эксплуатации и экономии.
Оказать существенную помощь в разработке общих уставов для составления энергетических паспортов могла бы доработка и унификация подобных стандартов с последующим широким распространением унифицированной системы и закреплением её в энергетический паспорт законодательстве
Как показывает практика, множество ошибок, выявляемых в процессе проверок результатов энергетических мониторингов, возможно предотвращать, если соблюдать несколько правил при проведении аудиторских мероприятий:
Стандарты, используемые при аудите, должны быть проработаны в рамках специальных энергетических программ, предпочтительнее на уровне государства.
Лучше использовать качественные шаблоны отчетов по проведенным аудиторским мероприятиям, и ни в коем случае не стоит использовать формы старых отчетов, исправляя данные – в этом случае велик риск копирования ошибок из старого документа в новый.
Специалисты-аудиторы должны быть соответствующим образом обучены и лицензированы. Обучение должно проходить в соответствии с характером профиля, которым данный специалист будет заниматься.
Контроль качества. Лучшие программы должны предполагать периодическую проверку специалистов со стороны руководства, со стороны разработчиков программы, а также со стороны третьих лиц.
Ведение статистики по показателям энергосбережения с регулярным информированием специалистов-аудиторов о достигаемых показателях экономии.
Для вышеперечисленных рекомендаций должен выделяться отдельный блок финансирования.
По итогам независимых исследований, порядка 80% отчетов об энергоаудиторских мероприятиях содержат 2 ошибки:
Много возможностей экономии упускается;
Эти возможности никто не знает – сказывается недостаточное их описание
Эти проблемы свидетельствуют о низкой эффективности работы специалистов-аудиторов, что фактически приводит к отказу от внедрения и проведения многих энергосберегающих мероприятий и оборудования. Вследствие этого, реальная экономия предприятия «до» и «после» услуг энергоаудиторов составляет не стандартные для высококачественных проектов 40%, а только 10%.