Как развивались башенные краны

Сначала человек изобрел колесо. Сто километров сразу же перестали быть краем света – так решилась задача передвижения. Длина и ширина земли покорились человеку – осталась высота. Здесь было сложнее – высота упрямее. Росли города, в домах прибавлялось этажей – так появились подъемные краны.

До конца 19 века подъемные краны были деревянными и имели ручной привод. В начале 19 столетия некоторые детали кранов стали изготовлять из металла. Обычно это были оси, колеса, захваты. В 20-х годах 19 века уже разработали первый цельнометаллический кран. А паровой подъемный кран появился в Англии в 1830 году.

В 1847 году те же британцы применили на подъемном кране гидравлический двигатель. И только в конце 19 века была изготовлена машина с двигателем внутреннего сгорания. Чуть раньше в США и Германии появились подъемные краны с электрическим двигателем.

В 1913 году Юлиус Вольф изготовил первый прототип современного башенного крана. У этой машины поворотная платформа находилась в верхней части башни. А в 1928 году появился первый подъемный кран с балочной стрелой и грузовой тележкой.

В России краностроение начало бурно развиваться только после 1917 года, хотя подъемные краны производились уже в конце 19 века на Брянском, Краматорском, Путиловском, Николаевском и других заводах.  Правда, выпускались они в единичном количестве.

На что были способны похожи первые поворотные краны с длинными стрелами? Они могли поднимать небольшие грузы – например, контейнеры с кирпичом или посуду с раствором.
Правда, и собирать и разбирать их было весьма тяжело. Они состояли из множества элементов, и на монтаж или демонтаж крана тратилось невероятно много времени по нынешним меркам. После великой Отечественной войны советские заводы стали производить до четырех тысяч башенных кранов в год. Но развитию производства мешала большая разнотипность кранов.

В конце 40-х – начале 50-х годов в организации с длинным и сложным названием Проектстроймеханизация Минметаллургхимстроя была разработана серия кранов БКСМ. Они предназначались для гражданского и промышленного строительства малой и средней этажности. Самый крупный башенный кран этой серии, БКСМ-14, мог применяться на строительстве 14-этажных зданий и поднимал 5 тонн.

Высота подъема у кранов БКСМ составляла от 17 до 80 метров. Модели от БКСМ-1 до БКСМ-10 снабжались маневровой стрелой. Но поскольку здания тогда строились в основном кирпичные, от кранов не требовалось филигранной точности ориентации груза при его подаче. Их применяли по большей части на перегрузочно-транспортных работах.

БКСМ-1, самый маленький кран, применялся для поселкового строительства 1-2-этажных зданий. Его грузоподъемность составляла всего лишь тонну. Модернизированный его вариант, БКСМ-3, обладал грузоподъемностью 3 тонны и мог применяться при возведении 7-этажных зданий.

Башенный кран БКСМ-2 мог поднимать уже до 2 тонн и использовался на строительстве зданий до 4 этажей высотой. БКСМ-5 был предназначен для мелкоблочного строительства домов до 5 этажей. Он мог поднимать грузы на высоту 21-35 м, вылет составлял 10-20 метров, а грузоподъемность – 2 тонны. БКСМ-4 стал его уменьшенным вариантом – меньший вылет, высота, грузоподъемность и другая конструкция некоторых узлов.

В начале 50-х, когда стали строиться крупноблочные и каркасные здания, появились еще 5 моделей кранов БКСМ. Стрела у них была горизонтальная, а вылет крюка менялся путем перемещения каретки по горизонтальной стреле. Дольше всех, до 1965 года, выпускался башенный кран БКСМ5-5А. Его модернизированные варианты обладали грузоподъемностью 7 и 8 тонн.

По мере развития технологий какие-то конструктивные решения устаревали. Например, на кранах серии БКСМ монтаж и демонтаж проходил методом «падающей стрелы». Это создавало массу неудобств, особенно при растущих темпах строительства. Вкупе с другими техническими изменениями это привело к появлению новой унифицированной гаммы кранов. В 1960 году был разработан единый план башенных кранов серии КБ. Эта гамма кранов предусматривала восемь моделей, более совершенных, чем их предшественники.
Краны КБ до сих пор активно используются на стройках. Что же касается серии БКСМ, она сохранилась по большей части в музеях, да на отдельных заводах, где нужно было не слишком часто использовать строительный башенный кран. Однако среди конструкторов-машиностроителей эти краны по праву считаются живыми легендами.

About Редактор

Check Also

Башенный кран Liebherr 132 EC-H8

Не каждый башенный кран может похвастаться особой конструкцией, которая позволяет дополнительно надстраивать ее по мере …