Камень, как строительный и отделочный материал, используется человечеством с глубокой древности. Первые каменные мозаики представляли собой незамысловатые орнаменты и картины, сложенные на земле из морских камешков или осколков горных пород. Настоящими произведения искусства украшали полы храмов и дворцов древние греки. Из небольших кусочков гранита и мрамора различных оттенков создавались уникальные панно, изображавшие богов, мифологических существ и героев. Полудрагоценные и драгоценные камни тоже для мозаики из камня, но использовались для украшения стен и потолков. До сих пор на территории Греции сохранились многочисленные мозаичные памятники той эпохи. Ведь камень — материал практически вечный, способный противостоять даже Хроносу.
Культурные традиции Эллады достойно продолжили древние римляне. Они предпочитали пользоваться все той же наборной техникой создания мозаик, выкладывая из кубиков или брусочков камня монументальные картины. За счет различного расстояния между фрагментами мастера Древнего Рима научились предавать своим произведениям объем. А поверхность мозаик из камня, в зависимости от замысла художника, шлифовали или оставляли нарочито шероховатой.
Мозаика, известная как флорентийская, на самом деле зародилась еще во времена Древнего Египта. Из мелких полудрагоценных камней египтяне создавали украшения не только для жилища или предметов меблировки. Изготовленные ими ювелирной работы мозаики украшали парадные одежды фараонов. Такие панно собирались из тонких пластинок тщательно отшлифованных мрамора или яшмы. Детали изображения подгонялись настолько плотно, что швы было не различить. Именно так создавали свои шедевры и мастера из Флоренции, прославив мозаику из камня по всему миру.
Каменная мозаика в России имеет вековые традиции. В восемнадцатом веке началась промышленная добыча самоцветов на Урале. Их богатство фактур и оттенков не могло не вдохновить отечественных мастеров. Особенно ценился малахит. Тончайшие его пластинки (не более 2-3 мм толщины), подражая флорентийцам, соединяли вплотную, продолжая естественный рисунок камня. Мозаика крепилась к металлической или каменной основе, шлифовалась и полировалась. Готовое изделие визуально не имело швов и выглядело цельным. Легендарная Янтарная комната и колонны Эрмитажа созданы лучшими мастерами именно в византийской технике.
Имея столь богатую историю, каменная мозаика и сегодня не утратила ни актуальности, ни очарования. Возможности ее применения поражают. Панно мозаики из камня служат как внутренней, так и наружной отделкой. Прихожая, терраса, ванная комната, гостиная или бассейн обретут новую жизнь благодаря узорам из камня. Также мозаика может использоваться при создании предметов меблировки — журнальных столиков, скамей или кухонной мебели.
Камень, используемый при производстве мозаики, может относиться практически к любому виду. Тем самым определяя огромную палитру текстур, оттенков и свойств готовых изделий. Вы можете отдать предпочтение мерцанию искр гранита, контрастным прожилкам благородного мрамора, мягкому туфу, разноцветному ониксу, лазуриту, известняку или яшме. Мозаика, изготовленная из любого вида камня, будет радовать вас прочностью, надежностью, долговечностью, функциональностью и высокой уникальностью. Каждое такое панно неповторимо, как неповторим природный рисунок камня.
Мозаику из камня получают, распиливая на небольшие фрагменты-тессеры специально подготовленные монолитные плиты. Толщина их составляет от 0,8 до 1 см. Полученные элементы чаще всего имеют форму квадратиков или маленьких прямоугольников. Стандартными размерами каменной мозаики считаются 10 на 10, 20 на 20 и 30 на 30 миллиметров. Максимальный размер квадрата редко превосходит 50 на 50 мм. Прямоугольники чаще всего нарезаются шириной 15 мм и длинной 45 мм или 20 на 30 мм. Также тессеры могут иметь более сложную форму: криволинейную, треугольную, ромбическую, многогранную, овальную, круглую, со скругленными углами. Единственное ограничение — свойство материала и фантазия дизайнера. Камень может и вовсе не нарезаться, а скалываться с образованием необычных форм, которые в дальнейшем плотно подгоняются друг к дружке.
Существует множество вариантов мозаики из камня. Самые распространенные из них — ковер, панно, фон, микс, растяжка, розон, декор и бордюр. Напольная отделка, обычно из относительно крупных квадратных и прямоугольных модулей, с цветочным, геометрическим орнаментом или неким рисунком, носит название ковра. Панно близки по сути коврам, но располагаются чаще всего на стенах. Декоры и бордюры могут обрамлять как первые, так и вторые. Розонами называют орнаменты, которые имеют строгую круглую либо квадратную форму. Диаметр розона (или длинна стороны квадрата) обычно находится в границах от 90 до 120 см.
Мозаика, собранная из необработанного камня, встречается относительно редко. Как правило, мастера тщательно шлифуют и полируют свое изделие. Также камень может искусственно состариваться или покрываться узорами. В последнем случае чаще всего применяется техника офорта, то есть травления камня. Нередко мозаика из камня может раскрашиваться и лакироваться.
То, что каменная мозаика отличается прочностью, вовсе не означает отсутствия необходимости в тщательном и правильном уходе. Полированную поверхность нельзя чистить с помощью абразивных средств и щеток, ведь на ней могут остаться царапины. Особенно это важно при уходе за сравнительно мягкими видами камня. Например, туфа или несколько более прочного мрамора. Многие мозаики боятся кислот и щелочей. Поэтому средства для мытья следует подбирать по возможности нейтральные. Мрамор особенно чувствителен к жидкостям с повышенной кислотностью. Опасными для него могут стать не только случайно пролитый уксус, но и вино или фруктовый сок. Если же такое случилось, сразу же нейтрализуйте кислотность содой и тщательно вымойте мозаику.
Мозаика из камня великолепно исполняет роль напольного покрытия даже в местах с довольно оживленным движением. Чтобы сохранить ее в первозданном виде, после укладки желательно обработать пол специальными средствами. Пропитки, как правило, имеют водоотталкивающие свойства. Они проникают в поры камня, создавая невидимый барьер на пути влаги и грязи. В составе своем защитные средства имеют прежде всего акрил и силикон. Некоторые из пропиток имеют и дополнительные функции, как то усиление цвета и блеска камня.
Также для защиты каменной мозаики рекомендуется использовать полироли на основ воска. Эта дополнительная защита от въедания грязи и проникновения воды в толщу мозаики особенно необходима в помещениях, где бывает много людей или часто ходят в уличной обуви. Если нейтральный очиститель, не смотря на все ваши усилия, не может справиться с образовавшимся пятном, попробуйте использовать абсорбирующие чистящие пасты. Даже въевшейся грязи перед ними не устоять.
Долговечность мозаики из камня позволяет эксплуатировать ее в течении нескольких десятков лет с минимумом профилактических работ. Поэтому ответственно подойдите к выбору рисунка и качества материала. Тем боле сейчас на рынке есть качественная китайская мозаика по доступной цене. Такая отделка, если она не надоест вам, может стать приобретением на всю жизнь.