Типичные ошибки при внедрении ERP-систем на предприятиях.

Каждый собственник предприятия хотел бы внедрить у себя эффективную систему планирования и учета ресурсов. От этого зависит эффективность функционирования предприятия в целом, увеличение прибыли, улучшение качества выпускаемой продукции, снижение издержек и складских неликвидов. Инструментарием для достижения этих целей служат комплексные системы электронного планирования и учета, или, как их называют за рубежом, ERP-системы. Качественное проектирование и монтаж слаботочных систем можно заказать на сайте lanfix.ru.
Внедрение ERP-систем на любом предприятии — дело нелегкое, ведь у каждого бизнеса свои особенности, сложившиеся традиции и стереотипы, давно живущие в коллективе, которые трудно перестраивать. В связи с этим внедрение электронных систем неизбежно влечет за собой реинжиниринг всего бизнеса.
Для большинства предприятий, на которых осуществляется попытка внедрения ERP-систем, характерны одни и те же типичные ошибки, приводящие к неэффективности и фактической безрезультатности процесса реинжиниринга. Вот основные из этих ошибок.
1. Отсутствие четкой цели у руководства предприятия при внедрении ERP-системы. Соответственно, и персонал предприятия смутно понимает, к чему все эти попытки внедрения новшеств.
2. Отсутствие четких и логически выстроенных бизнес-процессов в подразделениях предприятия. Понятно, что реинжиниринг для того и проводится, чтобы улучшить эффективность деятельности структур предприятия. Однако предварительно нужно выстроить логическую систему «того, что мы имеем», и «того, что хотели бы иметь» с оценкой эффективности и вообще целесообразности будущих «идеальных» бизнес-процессов. Иначе реинжиниринг фактически будет производиться «вслепую», на выходе процесса внедрения системы будет получен, грубо говоря, автоматизированный бардак, ничуть не прогрессивнее того, что было ранее на предприятии.
Для решения этой проблемы часто привлекаются внешние консалтинговые фирмы и консультанты, слабо представляющие себе то, как функционирует данное предприятие. Зачастую российский рынок консалтинговых услуг вообще не может предложить квалифицированных специалистов, имеющих понятие хотя бы об азах производства, ведь для этого нужен многолетний опыт работы и желательно на нескольких должностях. В связи с этим наиболее целесообразным все же представляется реализация этой задачи специалистами самого предприятия.
3. «Продавливание» внедрения новой ERP-системы «сверху вниз» без учета мнения IT-специалистов предприятия, наработанного управленческого опыта и опыта технического персонала. При отсутствии цели реинжиниринга у верхушки менеджмента предприятия эта проблема выглядит особенно диссонансно. В соответствии с этим неоправданно ужесточаются сроки внедрения ERP-системы, приводящие к лихорадочным поискам «крайнего», виновных «в несвоевременном выполнении поставленных задач», «драконовским» мерам в виде лишения премий и увольнениям, что влечет еще больший негатив и неприятие со стороны персонала к проводимому реинжинирингу.
4. Обрисовка нечеткого технического задания для реализации ERP-системы только на уровне среднего и высшего звена руководителей приводит к такому же созданию нечеткого практического функционала электронной системы.
5. Отсутствие материальной заинтересованности и стимулирования участников проекта реинжиниринга и исполнителей. Внедрение новой ERP-системы всегда связано с дополнительной нагрузкой на персонал (дополнительные обязанности, «лишняя работа», сверхурочные и т. д.).


6. Технические ошибки — внедрение новой системы учета и планирования сразу «с колес», непосредственно в производство, без отработки «пилотного» проекта, автоматический перенос данных со всеми существующими архаизмами из старой существующей системы в новую, внедряющуюся. Попытка интегрирования двух разных ERP-систем для восполнения необходимого, но отсутствующего функционала в одной из них, также обычно приводит к появлению проблем в программном обеспечении, а порой и вовсе не целесообразно.
7. Смутное представление о потребном количестве рабочих мест для жизнеспособного функционирования системы учета на всем предприятии и затрат на ежегодное обслуживание программного обеспечения, которое еще предстоит полностью адаптировать под особенности предприятия. Естественно, последние затраты должны быть четко оговорены в договоре с фирмой, поставляющей конкретное программное обеспечение.
Подытоживая, можно сказать, что внедрение комплексных систем планирования и учета влечет за собой, во-первых, такой же комплексный анализ деятельности всего предприятия, во-вторых, реформирование всех структур бизнеса, и недооценка масштабов реинжиниринга с применением новых ERP-систем ведет к полной неэффективности внедрения.

About Редактор

Check Also

Устанавливаем бассейн в загородном доме

Черная водоплавающая птица с красным клювом