Основное предназначение любого бульдозера – это разработка и перемещение грунтов. По идее, именно с этого этапа начинается любая стройка. На объект доставляются бульдозеры (колесные модели имеют преимущество — могут добираться до стройки самостоятельно), которые расчищают территорию и подготавливают ее к строительству. Классический бульдозер — это гусеничный трактор с установленным на него металлическом отвалом, занимающим пространство перед самой машиной. Именно с помощью отвала бульдозер и выполняет работы по перемещению грунтов.
Отвал бульдозера может быть криволинейным или прямолинейным, поворотным, неповоротным или шарнирно-сочлененным, т.е. состоящим из двух половин. Для облегчения управления отвалом многие бульдозеры оснащаются гидравликой. Также некоторые бульдозеры имеют возможность демонтажа отвала для проведения сельхоз работ. Таким, к примеру, является бульдозер ДТ-75.
Бульдозеры применяются в самых разных сферах: они возводят насыпи, роят и засыпают канавы и траншеи, применяются для перемещения различных сыпучих материалов (щебень и т.д.), расчищают дороги от деревьев, корчуют пни, используются как снегоуборочная техника в зимнее время.
Иногда встречаются такие разновидности бульдозеров, как бульдозеры-экскаваторы. Они могут заменить собой сразу несколько агрегатов, но не в состоянии выполнять наиболее трудоемкие процессы, требующие наличие профессиональной техники. Как пример, модель ЭО-2621ЕМ, основой которого послужил трактор МТЗ 82.1.
Современный бульдозер — это надежная, прочная машина с долговечной конструкцией. Все новые модели оснащаются качественными двигателями, системами кондиционирования, удобными системами управления и просторными кабинами. Благодаря современным технологиям, многими производителями достигнуто пониженное потребление топлива, что позволяет сокращать расходы при эксплуатации бульдозеров. Кроме того, большинство современных строительных машин соответствуют всем требованиям экологичности.
Бульдозеры бывают колесными и гусеничными. Первые удобны своей мобильностью, поскольку в состоянии самостоятельно добираться до объектов назначения. Однако у них есть существенный недостаток — плохое сцепление с грунтом. На влажной почве некоторые колесные бульдозеры теряют в своей эффективности и сильно уступают гусеничным. Однако у гусеничных тоже есть свои недостатки: это зависимость от тракторов-перевозчиков и невысокая скорость передвижения. Из плюсов — уверенное сцепление с любой поверхностью.