Российский рынок строительных полимеров развивается, в основном, за счет импортного сырья.
Раз уж речь зашла о качестве и экологичности полимеров, в том числе полимеров, применяемых в строительстве, пора поговорить о производителях вообще. Если говорить о странах, то тут проблем нет, самые технологически развитые из них – это и есть основные производители полимеров, в том числе экологически безопасных полимеров. Это в первую очередь США и Германия, затем Финляндия, Япония, Швеция, Италия и Голландия. В последнее время их стремительно догоняет Южная Корея, которая производит пластики по привлекательно низким ценам, качеством не уступающие знаменитым европейским или американским аналогам. Количество фирм, производящих древесно-стружечные композиты, превосходит четыре десятка, среди них почти половина находится в США, так что выводы очевидны.
В России рынок строительных полимеров развивается, в основном, за счет заимствуемых технологий, т.е. на базе зарубежного производства и зарубежных же технологических линий, куда загружается отечественное сырье. Можно сказать, что до начала 90-х темпы роста нашей химической промышленности неуклонно падали вместе с качеством продукции и отсутствием новых разработок. 90-е годы во всем мире характеризовались довольно бурным ростом отрасли, в России же в это время начали появляться первые современные производства, в основном ПЭ и ПВХ-пластиков.
Мы по-прежнему импортируем большую часть химической продукции. В числе главных импортеров за последние годы находятся Германия, Польша и Турция, если же говорить об импорте труб из ПВХ, то там заметно выделяется Украина и Китай, чей удельный вес растет год от года. Кризис 2008 года серьезно сказался именно на химической отрасли, как высокотехнологичной, но в последнее время большинство предприятий в Германии и США сигнализируют о своем выходе из кризиса.
В России ситуация обстоит иначе. Здесь химпром пострадал заметнее других технологических отраслей. Если металлургия в кризисном 2008 потеряла 20% от общего объема производства, то в химпроме она составляла от 25 до 30% и это – один из рекордных для экономики показателей. В этих условиях производители ожидали помощи от государственных структур в изменении ситуации с таможенными пошлинами и помощи в снижении закупочной стоимости сырья, однако только часть предложений удалось реализовать.
В результате, на сегодняшний день импортное сырье оказывается дешевле отечественного, транспортные затраты оказываются ничтожными, а ориентация отечественного производителя на внутренний рынок с его высокими ценами приводят к тому, что закупка такого сырья оказывается значительно более выгодным. И тут имеют место столкновения корпоративных интересов. Если нефтехимики во главе с компанией «Сибур» стремятся повысить импортные пошлины ради удержания цен на рынке, то производители, учитывающие падение платежеспособности населения, стремятся снизить цены за счет использования более дешевого импортного сырья.